Пейзаж с горами. Прощание
1960. Бумага, акварель. 28 х 39,5 см
Дополнительная информация
Биография
САРЬЯН (Сарьянц), МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ (Мардирос Саркисович) (16(28).02.1880, Нахичевань-на-Дону, Ростовский уезд, Новороссийская губ., Российская Империя – 05.05.1972, Ереван, Армянская ССР, СССР)
Армянский художник. Народный художник ССР Армении (1926), лауреат Сталинской премии СССР (1941), действительный член АХ СССР (1947), председатель Союза художников Армянской ССР (1945–1951), действительный член АН Армянской ССР (1956), Народный художник СССР (1960), лауреат Ленинской премии (1961), Герой Социалистического Труда (1965), лауреат Государственной премии Армянской ССР (1966).
В 1897–1904 учился в МУЖВЗ (Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества), в 1903–1904 в портретной мастерской училища у В.А. Серова и К.А. Коровина. Тогда же во время учёбы стал выставляться (1899, Москва, XXII ученическая). В 1900-е активно участвовал в выставках групп и объединений «Голубая Роза», «Венок», «Золотое Руно», «Новое Общество Художников», в 1910-х – «Союз Русских Художников», «Мир Искусства», в 1920-е – «4 Искусства», позже – во всех значимых выставках СССР. В 1936 персональная выставка (Москва, Ленинград).
С 1910 по 1913 путешествовал по Турции, Египту, Персии. В 1915 Сарьян переезжает в Тифлис, затем в Нахичевань, в 1921 – в Армению. Основной темой его творчества становится природа Армении. В числе его работ в эти годы – создание герба Советской Армении и оформление занавеса Первого Государственного театра Армении. В 1926–1928 художник жил и работал в Париже.
Стиль Сарьяна, контрастно-яркий и обобщённый (но не до примитива), определился под воздействием живописи Поля Гогена (Paul Gauguin) и Анри Матисса (Henri Matisse). Сарьян писал портреты, работал как книжный график и театральный художник. Создал более трёх тысяч работ (А.А. Каменский, 1987).
Творчество Сарьяна надолго определило национальные черты армянской советской живописи. В Ереване Сарьяну установлен памятник.
В 1897–1904 учился в МУЖВЗ (Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества), в 1903–1904 в портретной мастерской училища у В.А. Серова и К.А. Коровина. Тогда же во время учёбы стал выставляться (1899, Москва, XXII ученическая). В 1900-е активно участвовал в выставках групп и объединений «Голубая Роза», «Венок», «Золотое Руно», «Новое Общество Художников», в 1910-х – «Союз Русских Художников», «Мир Искусства», в 1920-е – «4 Искусства», позже – во всех значимых выставках СССР. В 1936 персональная выставка (Москва, Ленинград).
С 1910 по 1913 путешествовал по Турции, Египту, Персии. В 1915 Сарьян переезжает в Тифлис, затем в Нахичевань, в 1921 – в Армению. Основной темой его творчества становится природа Армении. В числе его работ в эти годы – создание герба Советской Армении и оформление занавеса Первого Государственного театра Армении. В 1926–1928 художник жил и работал в Париже.
Стиль Сарьяна, контрастно-яркий и обобщённый (но не до примитива), определился под воздействием живописи Поля Гогена (Paul Gauguin) и Анри Матисса (Henri Matisse). Сарьян писал портреты, работал как книжный график и театральный художник. Создал более трёх тысяч работ (А.А. Каменский, 1987).
Творчество Сарьяна надолго определило национальные черты армянской советской живописи. В Ереване Сарьяну установлен памятник.
Источники:
2007-08-21
2007-08-21
Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.
АВТОРЫ
Байков Л.П.
Бакст Л.С.
Бакулина Л.Г.
Бакшеев В.Н.
Бантиков А.С.
Баранов-Россине В.Д.
Басманов П.И.
Бебутова Е.М.
Белицкий И.С.
Бельцова А.М.
Бенуа Ал-др Н.
Бенуа Альб-т Н.
Билибин И.Я.
Бобышов М.П.
Богаевский К.Ф.
Богомазов А.К.
Богомолец Л.К.
Боровиковский В.Л.
Бочкарёв Б.Л.
Браговский Э.Г.
Бродская Л.И.
Бродский И.И.
Бруни Л.А.
Бруни Т.Г.
Брюммер Л.В.
Бузин Е.Н.
Бунин П.Л.
Бурлюк В.Д.
Бурлюк Д.Д.
Бурмистров Б.М.
Бурэ Л.Л.
Бучкин Д.П.
Бучкин П.Д.
Былевский Ф.С.
Быльев-Протопопов Н.М.
Гаврис И.Т.
Гальба В.А.
Генин Д.П.
Герасимов А.М.
Герасимов С.В.
Гильдебрандт О.Н.
Гинзбург Б.Н.
Гиппиус Н.А.
Годлевский И.И.
Голицын И.В.
Головин А.Я.
Голополосов Б.А.
Гончаров А.Д.
Гончарова Н.С.
Горбатов К.И.
Горохова М.А.
Грабарь И.Э.
Григорьев Б.Д.
Григорьев Н.М.
Грицай А.М.
Грохольская М.И.
Гугель А.С.
Гумилевский И.В.
Гуревич Д.Е.
Гуркин Г.И.
Гуро Е.Г.
ГФЗ им. М.В. Ломоносова. Фарфоровый завод
Калинин В.В.
Каль К.Н.
Каманин А.М.
Кандинский В.В.
Каплан А.Л.
Каплан Ф.М.
Каплун А.В.
Каразин Н.Н.
Кардовский Д.Н.
Карташёв О.Н.
Катков С.П.
Кацман Е.А.
Кашина Н.В.
Кибрик Е.А.
Клевер Ю.Ю.
Клюн (Клюнков) И.В.
Коган Н.И.
Колесников И.Ф.
Колесников С.Ф.
Комардёнков В.П.
Кончаловский П.П.
Корин П.Д.
Коровай Е.Л.
Коровин К.А.
Королёв А.Л.
Корягин А.В.
Костров Н.И.
Кострова А.А.
Крестовский Я.И.
Кругликова Е.С.
Кршижановский Е.И.
Крымов Н.П.
Ксидиас П.С.
Кудряшов И.А.
Кузнецов П.В.
Кукрыниксы
Кулаков М.А.
Кульбин Н.И.
Куприн А.В.
Курдов В.И.
Курзин М.И.
Кустодиев Б.М.
Маврина Т.А.
Магарилл Е.М.
Майоров И.Е.
Малевич К.С.
Мальцев Г.П.
Малявин Ф.А.
Маневич Б.С.
Маторин М.А.
Матюшин М.В.
Машков И.И.
Меламуд Ш.Н.
Меллер В.Г.
Мечев М.М.
Мещеряков А.В.
Милашевский В.А.
Митрохин Д.И.
Михнов-Войтенко Е.Г.
Моисеенко Е.Е.
Моор Д.С.
Моргунов А.А.
Мочалов С.М.
Муйжуле М.Е. (Muizule, Malda)
Муха, Альфонс (Mucha, Alphonse)
Мухина В.И.
Савинов А.И.
Самохвалов А.Н.
Сарьян М.С.
Сварог В.С.
Светлаков С.Н.
Светославский С.И.
Семёнов А.Н.
Семилетов А.Ф.
Серебрякова З.Е.
Серов В.А.
Серов Вл.А.
Синезубов Н.В.
Скалон А.В.
Скроденис В.В.
Скрябин В.Т.
Смирнов Б.А.
Соболевский В.И.
Советские этикетки. Фабрика «Пролетарское знамя»
Соколов М.Г.
Соколов М.К.
Сомов К.А.
Сотников
Софронова А.Ф.
Старообрядческая икона
Стенберг В.А.
Стенберг Г.А.
Степанова В.Ф.
Стерлигов В.В.
Стожаров В.Ф.
Суетин Н.М.
Сычков Ф.В.