Галерея знаний и ©клад Искусств
РУ EN +
Прощание
Картон, масло. 17,5 х 22,7 см

Дополнительная информация

Биография

КАПЛАН, АНАТОЛИЙ ЛЬВОВИЧ (Каплун, Танхум б. Лейви-Ицик (Лейвикович, Лейкович)) (28 декабря 1902 (10 января 1903  н. ст.), Рогачёв Могилёвской губ., Российская Империя – 1980, Ленинград, СССР)

Еврейский советский художник.
з семьи мясника. 5 братьев и сестёр. «Танхум» в переводе на русский «утешитель»].  
Первый художественный опыт – рогачёвские вывески сапожников – приобрёл до Революции 1917, после – учитель рисования в Рогачёве [меламед(?); в реальном училище, учительской семинарии(?)].
В 1921–1926 учился во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе (Пг.Л.). Среди преподавателей пейзажист А.А. Рылов, график Н.Э. Радлов, создатель теорий «трёхцветки» и «сферической перспективы» К.С. Петров-Водкин. «Но живописцем он не стал» (Сурис, 1972). 
В выставках с 1939. Персональные выставки за рубежом с 1961 (Лондон, Иерусалим).
В конце 1920-х – 1930-е создавал товарные этикетки и знаки, оформлял Ленинград и выставки к регулярным юбилеям.
В 1937–1940 работал в литографской мастерской ЛОСХа, когда литография становилась «предметом многотиражного распространения» (Сурис, 1972).
Тогда же выходит первый цикл «Касриловка» о жизни типичного еврейского местечка с вымышленным названием. Подробный до реальности, взволнованный до тихой улыбки, лирик Каплан создаёт мир прошлого, но без обличения, как требовала рабоче-крестьянская эпоха.
В Великую Отечественную войну преподавал рисование [в школе, училище?] в г. Чусовой Молотовской (Пермской) области (1942 – 1943(1944)).
Возвратившись в Ленинград, создаёт листы (порядка 200), посвящённые разблокированному городу: блокада, восстановление, праздничные салюты, обычная жизнь (1944–1947). Практически малолюдные листы сдержанны по краскам, напечатаны в один (редко в два) камня, показывают город в угасающих звуках улиц и теряющих чёткость очертаниях зданий.
В период работы на Заводе художественного стекла и сортовой посуды (Ленинград, 1950–1951) – создаёт бытовые предметы и витражи (виды Москвы и Ленинграда, портреты М.В. Ломоносова, А.В. Суворова).
И постоянно рисовал, всё чаще обращаясь к литературе (Шолом-Алейхем (שלום עליכם‏‎) – «Заколдованный портной», «Тевье-молочник», «Песнь песней», «Стемпеню» (1953–1967), Менделе Мойхер-Сфорим (מענדעלע מוכר ספרים‏‎) «Фишка Хромой» (1966–1967) и др.) и народному творчеству (сказка «Козочка» (1957–1961), «Еврейские народные песни» (1958–1960, 1962)). «Каплан и здесь по-прежнему весь – в реальной жизни, в обыденном существовании, в быте своих героев» (Сурис, 1972). 
В поздние десятилетия выступал как живописец-станковист, с конца 1960-х активно занимался акварелью, пастелью, керамикой.
2007-08-19 – 2011-05-28
Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

АВТОРЫ