Прощание
Картон, масло. 17,5 х 22,7 см
Дополнительная информация
Биография
КАПЛАН, АНАТОЛИЙ ЛЬВОВИЧ (Каплун, Танхум б. Лейви-Ицик (Лейвикович, Лейкович)) (28 декабря 1902 (10 января 1903 – н. ст.), Рогачёв Могилёвской губ., Российская Империя – 1980, Ленинград, СССР)
Еврейский советский художник.
[Из семьи мясника. 5 братьев и сестёр. «Танхум» в переводе на русский «утешитель»].
Первый художественный опыт – рогачёвские вывески сапожников – приобрёл до Революции 1917, после – учитель рисования в Рогачёве [меламед(?); в реальном училище, учительской семинарии(?)].
В 1921–1926 учился во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе (Пг.–Л.). Среди преподавателей пейзажист А.А. Рылов, график Н.Э. Радлов, создатель теорий «трёхцветки» и «сферической перспективы» К.С. Петров-Водкин. «Но живописцем он не стал» (Сурис, 1972).
[Из семьи мясника. 5 братьев и сестёр. «Танхум» в переводе на русский «утешитель»].
Первый художественный опыт – рогачёвские вывески сапожников – приобрёл до Революции 1917, после – учитель рисования в Рогачёве [меламед(?); в реальном училище, учительской семинарии(?)].
В 1921–1926 учился во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе (Пг.–Л.). Среди преподавателей пейзажист А.А. Рылов, график Н.Э. Радлов, создатель теорий «трёхцветки» и «сферической перспективы» К.С. Петров-Водкин. «Но живописцем он не стал» (Сурис, 1972).
В выставках с 1939. Персональные выставки за рубежом с 1961 (Лондон, Иерусалим).
В конце 1920-х – 1930-е создавал товарные этикетки и знаки, оформлял Ленинград и выставки к регулярным юбилеям.
В 1937–1940 работал в литографской мастерской ЛОСХа, когда литография становилась «предметом многотиражного распространения» (Сурис, 1972).
Тогда же выходит первый цикл «Касриловка» о жизни типичного еврейского местечка с вымышленным названием. Подробный до реальности, взволнованный до тихой улыбки, лирик Каплан создаёт мир прошлого, но без обличения, как требовала рабоче-крестьянская эпоха.
В Великую Отечественную войну преподавал рисование [в школе, училище?] в г. Чусовой Молотовской (Пермской) области (1942 – 1943(1944)).
Возвратившись в Ленинград, создаёт листы (порядка 200), посвящённые разблокированному городу: блокада, восстановление, праздничные салюты, обычная жизнь (1944–1947). Практически малолюдные листы сдержанны по краскам, напечатаны в один (редко в два) камня, показывают город в угасающих звуках улиц и теряющих чёткость очертаниях зданий.
В период работы на Заводе художественного стекла и сортовой посуды (Ленинград, 1950–1951) – создаёт бытовые предметы и витражи (виды Москвы и Ленинграда, портреты М.В. Ломоносова, А.В. Суворова).
В конце 1920-х – 1930-е создавал товарные этикетки и знаки, оформлял Ленинград и выставки к регулярным юбилеям.
В 1937–1940 работал в литографской мастерской ЛОСХа, когда литография становилась «предметом многотиражного распространения» (Сурис, 1972).
Тогда же выходит первый цикл «Касриловка» о жизни типичного еврейского местечка с вымышленным названием. Подробный до реальности, взволнованный до тихой улыбки, лирик Каплан создаёт мир прошлого, но без обличения, как требовала рабоче-крестьянская эпоха.
В Великую Отечественную войну преподавал рисование [в школе, училище?] в г. Чусовой Молотовской (Пермской) области (1942 – 1943(1944)).
Возвратившись в Ленинград, создаёт листы (порядка 200), посвящённые разблокированному городу: блокада, восстановление, праздничные салюты, обычная жизнь (1944–1947). Практически малолюдные листы сдержанны по краскам, напечатаны в один (редко в два) камня, показывают город в угасающих звуках улиц и теряющих чёткость очертаниях зданий.
В период работы на Заводе художественного стекла и сортовой посуды (Ленинград, 1950–1951) – создаёт бытовые предметы и витражи (виды Москвы и Ленинграда, портреты М.В. Ломоносова, А.В. Суворова).
И постоянно рисовал, всё чаще обращаясь к литературе (Шолом-Алейхем (שלום עליכם) – «Заколдованный портной», «Тевье-молочник», «Песнь песней», «Стемпеню» (1953–1967), Менделе Мойхер-Сфорим (מענדעלע מוכר ספרים) «Фишка Хромой» (1966–1967) и др.) и народному творчеству (сказка «Козочка» (1957–1961), «Еврейские народные песни» (1958–1960, 1962)). «Каплан и здесь по-прежнему весь – в реальной жизни, в обыденном существовании, в быте своих героев» (Сурис, 1972).
В поздние десятилетия выступал как живописец-станковист, с конца 1960-х активно занимался акварелью, пастелью, керамикой.
2007-08-19 – 2011-05-28
2007-08-19 – 2011-05-28
Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.
АВТОРЫ
Байков Л.П.
Бакст Л.С.
Бакулина Л.Г.
Бакшеев В.Н.
Бантиков А.С.
Баранов-Россине В.Д.
Басманов П.И.
Бебутова Е.М.
Белицкий И.С.
Бельцова А.М.
Бенуа Ал-др Н.
Бенуа Альб-т Н.
Билибин И.Я.
Бобышов М.П.
Богаевский К.Ф.
Богомазов А.К.
Богомолец Л.К.
Боровиковский В.Л.
Бочкарёв Б.Л.
Браговский Э.Г.
Бродская Л.И.
Бродский И.И.
Бруни Л.А.
Бруни Т.Г.
Брюммер Л.В.
Бузин Е.Н.
Бунин П.Л.
Бурлюк В.Д.
Бурлюк Д.Д.
Бурмистров Б.М.
Бурэ Л.Л.
Бучкин Д.П.
Бучкин П.Д.
Былевский Ф.С.
Быльев-Протопопов Н.М.
Гаврис И.Т.
Гальба В.А.
Генин Д.П.
Герасимов А.М.
Герасимов С.В.
Гильдебрандт О.Н.
Гинзбург Б.Н.
Гиппиус Н.А.
Годлевский И.И.
Голицын И.В.
Головин А.Я.
Голополосов Б.А.
Гончаров А.Д.
Гончарова Н.С.
Горбатов К.И.
Горохова М.А.
Грабарь И.Э.
Григорьев Б.Д.
Григорьев Н.М.
Грицай А.М.
Грохольская М.И.
Гугель А.С.
Гумилевский И.В.
Гуревич Д.Е.
Гуркин Г.И.
Гуро Е.Г.
ГФЗ им. М.В. Ломоносова. Фарфоровый завод
Калинин В.В.
Каль К.Н.
Каманин А.М.
Кандинский В.В.
Каплан А.Л.
Каплан Ф.М.
Каплун А.В.
Каразин Н.Н.
Кардовский Д.Н.
Карташёв О.Н.
Катков С.П.
Кацман Е.А.
Кашина Н.В.
Кибрик Е.А.
Клевер Ю.Ю.
Клюн (Клюнков) И.В.
Коган Н.И.
Колесников И.Ф.
Колесников С.Ф.
Комардёнков В.П.
Кончаловский П.П.
Корин П.Д.
Коровай Е.Л.
Коровин К.А.
Королёв А.Л.
Корягин А.В.
Костров Н.И.
Кострова А.А.
Крестовский Я.И.
Кругликова Е.С.
Кршижановский Е.И.
Крымов Н.П.
Ксидиас П.С.
Кудряшов И.А.
Кузнецов П.В.
Кукрыниксы
Кулаков М.А.
Кульбин Н.И.
Куприн А.В.
Курдов В.И.
Курзин М.И.
Кустодиев Б.М.
Маврина Т.А.
Магарилл Е.М.
Майоров И.Е.
Малевич К.С.
Мальцев Г.П.
Малявин Ф.А.
Маневич Б.С.
Маторин М.А.
Матюшин М.В.
Машков И.И.
Меламуд Ш.Н.
Меллер В.Г.
Мечев М.М.
Мещеряков А.В.
Милашевский В.А.
Митрохин Д.И.
Михнов-Войтенко Е.Г.
Моисеенко Е.Е.
Моор Д.С.
Моргунов А.А.
Мочалов С.М.
Муйжуле М.Е. (Muizule, Malda)
Муха, Альфонс (Mucha, Alphonse)
Мухина В.И.
Савинов А.И.
Самохвалов А.Н.
Сарьян М.С.
Сварог В.С.
Светлаков С.Н.
Светославский С.И.
Семёнов А.Н.
Семилетов А.Ф.
Серебрякова З.Е.
Серов В.А.
Серов Вл.А.
Синезубов Н.В.
Скалон А.В.
Скроденис В.В.
Скрябин В.Т.
Смирнов Б.А.
Соболевский В.И.
Советские этикетки. Фабрика «Пролетарское знамя»
Соколов М.Г.
Соколов М.К.
Сомов К.А.
Сотников
Софронова А.Ф.
Старообрядческая икона
Стенберг В.А.
Стенберг Г.А.
Степанова В.Ф.
Стерлигов В.В.
Стожаров В.Ф.
Суетин Н.М.
Сычков Ф.В.