Галерея знаний и ©клад Искусств
РУ EN +
Витраж
Холст, темпера. 78 х 60 см

Дополнительная информация

Биография

ЗАХАРОВ, СЕРГЕЙ ЕФИМОВИЧ (1900, Александровск Сахалинской области, Российская Империя  1993, Санкт-Петербург, Россия)

Русский советский архитектор, монументалист, живописец и акварелист. Заслуженный деятель искусств Таджикской ССР (1951).
Сын писаря пограничного госпиталя. С 1917 учился в Томском художественном училище (до 1922 (1924?)) и одновременно – в Томском архитектурно-строительном институтее (1917–1927). По окончании института работал в строительных и проектных организациях Томска и Свердловска.
Участник выставок с 1927 (Красноярск – Новосибирск – Томск, 1-я Всесибирская), тогда же и до 1931 – член Свердловской организации АХР.
В 1932 переехал в Ленинград, продолжая работать архитектором (1930-е). В 1938 стал членом ЛОСХа. С конца 1930-х работает в Москве (павильон «Хлопок», ВДНХ) и Таджикистане (1940–1944, Таджикский Государственный театр оперы и балета). В годы войны осуществлял авторский надзор за оформлением построенного театра, создавал настенные росписи, оформлял балетные спектакли. В 1945–1946 участвует в восстановлении здания Ленгорисполкома (б. Мариинского дворца): выполняет для зала приёмов панно «Салют Победы в Ленинграде» (другое название – «Ленинград в День Победы») и ряд других произведений, посвящённых городу-герою. В 1947–1956 совместно со Зубреевой М.А. оформил интерьеры Дома правительства Таджикистана («Промышленность, сельское хозяйство и скотоводство» и др.) и Публичной библиотеки им. А. Фирдоуси («Фирдоуси и герои его поэмы «Шахнаме», «Родина»).
В пятидесятые годы занимался интерьерным проектированием (дизайном) полученных по немецким репарациям теперь советских лайнеров «Адмирал Нахимов» (ранее «Берлин» (1925), впоследствии затонул в Новороссийске в 1986), «Советский Союз» (ранее «Hansa» («Albert Ballin», 1922)) и «Крым». Так для «Адмирала Нахимова» создал портреты русских флотоводцев, панно «Бой при Гангуте».
Сюжеты многослойных, полифоничных натюрмортов и пейзажей С.Е. Захарова, выполненных в технике акварели и темперы и во многом определены экзотикой Таджикистана: «Закат» (1928), «Нижний Тагил» (1928), «Вечер» (1934), «Чинаровая роща» (1936), «Проспект 25 Октября» (1937), «Ирисы» (1954), «Изобилие» (1957), «Натюрморт с дыней» (1957, 1960, 1967), «Персики» (1961), «На Волхове» (1966), «Ленинград. Новая Голландия» (1970), «Ананас» (1975) – все акварели; «Лесоповал на горной реке» (1944, НМРТ им. Бехзода), «Горный Таджикистан. Весна» (Воронежский ОХМ), «Петродворец. Самсон» (1947), «В Белоруссии» (1953), «Весна на Малой Охте» (1959), «Индустриальный пейзаж. Таджикистан» (1961) – все темпера; «Тимур Малик» (1943, м., НМРТ им. К. Бехзода).
Персональные выставки всегда 2-х художников (С.Е. Захарова и М.А. Зубреевой) проходили в Ленинграде – С.-Петербурге ([1937?], 1951, 1980, 1984, 1996), [Кирове (1938)?] и Москве (1962 – «Таджикские впечатления»; 1965).
Его произведения находятся в ГРМ (СПб.), ГТГ (Москва), КГ им. Айвазовского (Феодосия, 10 работ), НМР Таджикистан им. Кемаледдина Бехзода (Душанбе), Воронежском ОХМ им. И.Н. Крамского, МГУ, в других государственных и частных собраниях России и зарубежья. 
Источники: Михайлова (1984), Вольценбург (2002) и др.
2010-01-20 – 2013-03-23

Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

АВТОРЫ