Венеция. Собор Сан Марко
1907. Дерево, масло. 25 х 16,5 см
Дополнительная информация
Биография
УЛЬЯНОВ, НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ (29.04 (01.05).1875, Елец Орловской губ., Российская Империя – 05.05.1949, Москва, СССР)
Русский советский живописец и график, сценограф. Член объединений Союз Русских Художников, Мир Искусства, 4 Искусства. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), лауреат Сталинской премии (1948), член-корреспондент АХ СССР (1949), педагог и мемуарист.
В 1889–1902 учился в МУЖВЗе у Н.В. Неврева, И.М. Прянишникова и К.А. Савицкого, затем у В.А. Серова, оказавшего на него огромное влияние. Тем не менее Ульянов не стал последователем своего учителя. Переболев в 1900-х импрессионизмом и ретроспективизмом, используя в дальнейшем опыт символистов, кубистов, футуристов и даже абстракционистов, восхищаясь классическим искусством, выработал в конце концов собственную систему, характеризующуюся множественностью изобразительных приёмов и направленную на создание «спрессованных символов современной цивилизации». Такое художественное видение Ульянова обусловило его длительное сотрудничество с К.С. Станиславским и его последователями (МХАТ, Малый театр, Оперный театр им. К.С. Станиславского (все Москва)).
В 1917 Ульянов стал одним из основателей Профсоюза художников-живописцев Москвы. В 1924 создал серию зарисовок похорон В.И. Ленина в Колонном зале Дома союзов, в 1930-е – пушкинскую серию. Работа «А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом на придворном балу» (1935–1937, ИРЛИ РАН (СПб.)) стала хрестоматийной.
Ретроспективные выставки прошли в 1951, 1961, 1975 в Москве, в 1978 – в Ленинграде.
В 1889–1902 учился в МУЖВЗе у Н.В. Неврева, И.М. Прянишникова и К.А. Савицкого, затем у В.А. Серова, оказавшего на него огромное влияние. Тем не менее Ульянов не стал последователем своего учителя. Переболев в 1900-х импрессионизмом и ретроспективизмом, используя в дальнейшем опыт символистов, кубистов, футуристов и даже абстракционистов, восхищаясь классическим искусством, выработал в конце концов собственную систему, характеризующуюся множественностью изобразительных приёмов и направленную на создание «спрессованных символов современной цивилизации». Такое художественное видение Ульянова обусловило его длительное сотрудничество с К.С. Станиславским и его последователями (МХАТ, Малый театр, Оперный театр им. К.С. Станиславского (все Москва)).
В 1917 Ульянов стал одним из основателей Профсоюза художников-живописцев Москвы. В 1924 создал серию зарисовок похорон В.И. Ленина в Колонном зале Дома союзов, в 1930-е – пушкинскую серию. Работа «А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом на придворном балу» (1935–1937, ИРЛИ РАН (СПб.)) стала хрестоматийной.
Ретроспективные выставки прошли в 1951, 1961, 1975 в Москве, в 1978 – в Ленинграде.
Источники:
2009-07-12
2009-07-12
Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.
АВТОРЫ
Байков Л.П.
Бакст Л.С.
Бакулина Л.Г.
Бакшеев В.Н.
Бантиков А.С.
Баранов-Россине В.Д.
Басманов П.И.
Бебутова Е.М.
Белицкий И.С.
Бельцова А.М.
Бенуа Ал-др Н.
Бенуа Альб-т Н.
Билибин И.Я.
Бобышов М.П.
Богаевский К.Ф.
Богомазов А.К.
Богомолец Л.К.
Боровиковский В.Л.
Бочкарёв Б.Л.
Браговский Э.Г.
Бродская Л.И.
Бродский И.И.
Бруни Л.А.
Бруни Т.Г.
Брюммер Л.В.
Бузин Е.Н.
Бунин П.Л.
Бурлюк В.Д.
Бурлюк Д.Д.
Бурмистров Б.М.
Бурэ Л.Л.
Бучкин Д.П.
Бучкин П.Д.
Былевский Ф.С.
Быльев-Протопопов Н.М.
Гаврис И.Т.
Гальба В.А.
Генин Д.П.
Герасимов А.М.
Герасимов С.В.
Гильдебрандт О.Н.
Гинзбург Б.Н.
Гиппиус Н.А.
Годлевский И.И.
Голицын И.В.
Головин А.Я.
Голополосов Б.А.
Гончаров А.Д.
Гончарова Н.С.
Горбатов К.И.
Горохова М.А.
Грабарь И.Э.
Григорьев Б.Д.
Григорьев Н.М.
Грицай А.М.
Грохольская М.И.
Гугель А.С.
Гумилевский И.В.
Гуревич Д.Е.
Гуркин Г.И.
Гуро Е.Г.
ГФЗ им. М.В. Ломоносова. Фарфоровый завод
Калинин В.В.
Каль К.Н.
Каманин А.М.
Кандинский В.В.
Каплан А.Л.
Каплан Ф.М.
Каплун А.В.
Каразин Н.Н.
Кардовский Д.Н.
Карташёв О.Н.
Катков С.П.
Кацман Е.А.
Кашина Н.В.
Кибрик Е.А.
Клевер Ю.Ю.
Клюн (Клюнков) И.В.
Коган Н.И.
Колесников И.Ф.
Колесников С.Ф.
Комардёнков В.П.
Кончаловский П.П.
Корин П.Д.
Коровай Е.Л.
Коровин К.А.
Королёв А.Л.
Корягин А.В.
Костров Н.И.
Кострова А.А.
Крестовский Я.И.
Кругликова Е.С.
Кршижановский Е.И.
Крымов Н.П.
Ксидиас П.С.
Кудряшов И.А.
Кузнецов П.В.
Кукрыниксы
Кулаков М.А.
Кульбин Н.И.
Куприн А.В.
Курдов В.И.
Курзин М.И.
Кустодиев Б.М.
Маврина Т.А.
Магарилл Е.М.
Майоров И.Е.
Малевич К.С.
Мальцев Г.П.
Малявин Ф.А.
Маневич Б.С.
Маторин М.А.
Матюшин М.В.
Машков И.И.
Меламуд Ш.Н.
Меллер В.Г.
Мечев М.М.
Мещеряков А.В.
Милашевский В.А.
Митрохин Д.И.
Михнов-Войтенко Е.Г.
Моисеенко Е.Е.
Моор Д.С.
Моргунов А.А.
Мочалов С.М.
Муйжуле М.Е. (Muizule, Malda)
Муха, Альфонс (Mucha, Alphonse)
Мухина В.И.
Савинов А.И.
Самохвалов А.Н.
Сарьян М.С.
Сварог В.С.
Светлаков С.Н.
Светославский С.И.
Семёнов А.Н.
Семилетов А.Ф.
Серебрякова З.Е.
Серов В.А.
Серов Вл.А.
Синезубов Н.В.
Скалон А.В.
Скроденис В.В.
Скрябин В.Т.
Смирнов Б.А.
Соболевский В.И.
Советские этикетки. Фабрика «Пролетарское знамя»
Соколов М.Г.
Соколов М.К.
Сомов К.А.
Сотников
Софронова А.Ф.
Старообрядческая икона
Стенберг В.А.
Стенберг Г.А.
Степанова В.Ф.
Стерлигов В.В.
Стожаров В.Ф.
Суетин Н.М.
Сычков Ф.В.