Галерея знаний и ©клад Искусств
РУ EN +

В июле 1913 года на даче художника и композитора Михаила Матюшина, расположенной в уютном финском посёлке Усикирко, прошёл «Первый всероссийский съезд баячей будущего». Участников съезда было всего три: сам Матюшин, а также поэт А. Кручёных и художник Малевич. Пафос решения съезда был направлен против традиционных театров. Родился манифест, содержащий призывы к созданию «театра будущего»: «Большим и Малым  нет места в сегодня!» От теории участники съезда немедленно перешли к практике. Возникла идея создать новый театр под названием «Будетлянин». Решено было поставить несколько спектаклей: «Победу над солнцем» А. Кручёных, «Железную дорогу» В. Маяковского и «Рождественскую сказку» В. Хлебникова
«Баячи будущего» оказались прекрасными организаторами. Не прошло и полгода, как в бывшем театре В.Ф. Комиссаржевской состоялись премьеры. Особый резонанс вызвала новая опера «Победа над солнцем». Её скандальная слава долго служила материалом для упражнений в красноречии газетчиков. Публика же разделилась на восторженных поклонников – и негодующих, топающих, свистящих оскорблённых меломанов. Опера создавалась как синтетический спектакль титаническими усилиями всех авторов. Малевич сам делал огромные декорации, Кручёных выступал как актёр, Матюшин был организатором спектакля. В чём же заключалась основная идея оперы? Лучше всего об этом сказал её композитор: «опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием. Вся »Победа над солнцем« есть победа над старым романтизмом и над старым привычным понятием о солнце как красоте». Иначе говоря, «Победа над солнцем» – это эмблема нового индустриального века. Панибратское отношение к солнцу – не новость в среде футуристов. Борьба с солнцем, отрицание его силы становятся для «будетлян» существенным мотивом творчества. 
Эти настроения прекрасно выразил Маяковский в известном стихотворении «Необычайное приключение»: однажды разозлясь, что в страхе всё поблекло, в упор я крикнул солнцу: «Слазь! Довольно шляться в пекло!» В опере Матюшина – Малевича – Кручёных побеждённое солнце – это и символ, и элемент действия одновременно. Открывалась опера Прологом, сочинённым В. Хлебниковым: в детинце созерцога «Будеславль» есть свой подсказчук. Он позаботится, чтобы говоровья и певавы шли гладко. Не брали розно, но, достигнув княжебна над слухатаями, избавили бы людняк созерцога от гнева суздалей. Смотравы. Написанный в традиционной для Хлебникова манере «самовитых слов» Пролог приглашает слушателей к вниманию. Разрывается занавес, на котором изображён чёрный квадрат. Такие же квадраты выписаны на декорациях и костюмах. Сами декорации – это образ будущего урбанистического мира, мира без солнца. Здесь части самолёта, небоскрёбы «будетлян» с раздвигающимися стенами и повёрнутыми внутрь окнами. Далее начинается действие на основе текста Кручёных. Вот, к примеру, хор из первого «дейма» спектакля: Мы вырвали солнце со свежими корнями Они пропахли арифметикой жирные Вот оно смотрите! А вот «слова» песни авиатора в финале оперы, где герои обрывают все земные связи и находятся в состоянии невесомости: л л л кр кр тлп тлпт кр вд т р. 
«Победу над солнцем» можно считать одним из первых опытов включения музыки в движение кубофутуризма. Состоялся музыкально-живописный бунт, «выстрел в прошлое». Правда, выдержала опера всего две постановки. 

Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.

АВТОРЫ