Шаляпин Ф. Шарж
Бумага, тушь. 21 х 18 см
Дополнительная информация
Биография
МООР (ОРЛОВ), ДМИТРИЙ СТАХИЕВИЧ (1883, Новочеркасск, Область Войска Донского, Российская Империя – 1946, Москва, СССР)
Русский советский художник, график, плакатист, карикатурист и шаржист. Член объединения «Октябрь» (1928). Педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932).
Учился в Императорском Московском Университете. В 1910 посещал школу-студию П.И. Келина. Работал в Товариществе типографии А.И. Мамонтова. В 1908–1917 сотрудничал в московском журнале «Будильник», где принял псевдоним Моор (аббревиатура имени и фамилии: «Дм. Ор.» с добавлением ещё одного «о», созвучная имени главного героя пьесы Шиллера (Friedrich Schiller) «Разбойники» – «романтически неистового» Карла Моора).
На творческую манеру художника (практически самоучки) особо повлиял популярный немецкий журнал «Симплициссимус» («Simplicissimus», приёмы сочетания изображения и слова, а также индивидуальный стиль шведского художника Олафа Гульбрансона (Olaf Leonhard Gulbransson)). Кроме того, Моор нередко находил «заготовки» для своих произведений в художественном языке дореволюционного кинематографа с его гиперболизированными «роковыми страстями».
В годы Гражданской войны Моор создавал агитационные плакаты («Ты записался добровольцем?» (1920), «Врангель ещё жив, добей его без пощады!» (1920), «Помоги!» (1922) и многие другие), став одним из основоположников советского политического плаката. Сатирические рисунки Моора публиковались в газете «Правда», в журналах «Крокодил», «Безбожник у станка», «У станка». На Западе о карикатурах художника делались запросы в парламентах, одной из булл папы римского он был отлучён от церкви.
Помимо карикатур, создал множество шаржей, считая, что шарж – это обнаружение главного, «клеймо популярности».
В конце 1920-х – в 1930-е Моор проявил себя и как иллюстратор книг («Диспут» Г. Гейне (Heinrich Heine), «Соседи» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «В огне» Анри Барбюса (Henri Barbusse), «Хорошо!» В.В. Маяковского).
Преподавал во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе (1922–1930), Московском полиграфическом (1930–1932) и Московском Государственном художественном институтах (1939–1943). Среди учеников Моора – В.Н. Горяев, А.М. Каневский, Ф.П. Решетников, Б.И. Пророков.
В годы Великой Отечественной войны художник создавал плакаты (в том числе и плакаты-лубки), изображающие жестокость фашистских оккупантов. К 1944 закончил созданный в «стиле триумф» цикл иллюстраций к «Слову о полку Игореве».
Источники: slovari.yandex.ru и др.
2009-08-04
Учился в Императорском Московском Университете. В 1910 посещал школу-студию П.И. Келина. Работал в Товариществе типографии А.И. Мамонтова. В 1908–1917 сотрудничал в московском журнале «Будильник», где принял псевдоним Моор (аббревиатура имени и фамилии: «Дм. Ор.» с добавлением ещё одного «о», созвучная имени главного героя пьесы Шиллера (Friedrich Schiller) «Разбойники» – «романтически неистового» Карла Моора).
На творческую манеру художника (практически самоучки) особо повлиял популярный немецкий журнал «Симплициссимус» («Simplicissimus», приёмы сочетания изображения и слова, а также индивидуальный стиль шведского художника Олафа Гульбрансона (Olaf Leonhard Gulbransson)). Кроме того, Моор нередко находил «заготовки» для своих произведений в художественном языке дореволюционного кинематографа с его гиперболизированными «роковыми страстями».
В годы Гражданской войны Моор создавал агитационные плакаты («Ты записался добровольцем?» (1920), «Врангель ещё жив, добей его без пощады!» (1920), «Помоги!» (1922) и многие другие), став одним из основоположников советского политического плаката. Сатирические рисунки Моора публиковались в газете «Правда», в журналах «Крокодил», «Безбожник у станка», «У станка». На Западе о карикатурах художника делались запросы в парламентах, одной из булл папы римского он был отлучён от церкви.
Помимо карикатур, создал множество шаржей, считая, что шарж – это обнаружение главного, «клеймо популярности».
В конце 1920-х – в 1930-е Моор проявил себя и как иллюстратор книг («Диспут» Г. Гейне (Heinrich Heine), «Соседи» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «В огне» Анри Барбюса (Henri Barbusse), «Хорошо!» В.В. Маяковского).
Преподавал во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе (1922–1930), Московском полиграфическом (1930–1932) и Московском Государственном художественном институтах (1939–1943). Среди учеников Моора – В.Н. Горяев, А.М. Каневский, Ф.П. Решетников, Б.И. Пророков.
В годы Великой Отечественной войны художник создавал плакаты (в том числе и плакаты-лубки), изображающие жестокость фашистских оккупантов. К 1944 закончил созданный в «стиле триумф» цикл иллюстраций к «Слову о полку Игореве».
Источники: slovari.yandex.ru и др.
2009-08-04
Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.
АВТОРЫ
Байков Л.П.
Бакст Л.С.
Бакулина Л.Г.
Бакшеев В.Н.
Бантиков А.С.
Баранов-Россине В.Д.
Басманов П.И.
Бебутова Е.М.
Белицкий И.С.
Бельцова А.М.
Бенуа Ал-др Н.
Бенуа Альб-т Н.
Билибин И.Я.
Бобышов М.П.
Богаевский К.Ф.
Богомазов А.К.
Богомолец Л.К.
Боровиковский В.Л.
Бочкарёв Б.Л.
Браговский Э.Г.
Бродская Л.И.
Бродский И.И.
Бруни Л.А.
Бруни Т.Г.
Брюммер Л.В.
Бузин Е.Н.
Бунин П.Л.
Бурлюк В.Д.
Бурлюк Д.Д.
Бурмистров Б.М.
Бурэ Л.Л.
Бучкин Д.П.
Бучкин П.Д.
Былевский Ф.С.
Быльев-Протопопов Н.М.
Гаврис И.Т.
Гальба В.А.
Генин Д.П.
Герасимов А.М.
Герасимов С.В.
Гильдебрандт О.Н.
Гинзбург Б.Н.
Гиппиус Н.А.
Годлевский И.И.
Голицын И.В.
Головин А.Я.
Голополосов Б.А.
Гончаров А.Д.
Гончарова Н.С.
Горбатов К.И.
Горохова М.А.
Грабарь И.Э.
Григорьев Б.Д.
Григорьев Н.М.
Грицай А.М.
Грохольская М.И.
Гугель А.С.
Гумилевский И.В.
Гуревич Д.Е.
Гуркин Г.И.
Гуро Е.Г.
ГФЗ им. М.В. Ломоносова. Фарфоровый завод
Калинин В.В.
Каль К.Н.
Каманин А.М.
Кандинский В.В.
Каплан А.Л.
Каплан Ф.М.
Каплун А.В.
Каразин Н.Н.
Кардовский Д.Н.
Карташёв О.Н.
Катков С.П.
Кацман Е.А.
Кашина Н.В.
Кибрик Е.А.
Клевер Ю.Ю.
Клюн (Клюнков) И.В.
Коган Н.И.
Колесников И.Ф.
Колесников С.Ф.
Комардёнков В.П.
Кончаловский П.П.
Корин П.Д.
Коровай Е.Л.
Коровин К.А.
Королёв А.Л.
Корягин А.В.
Костров Н.И.
Кострова А.А.
Крестовский Я.И.
Кругликова Е.С.
Кршижановский Е.И.
Крымов Н.П.
Ксидиас П.С.
Кудряшов И.А.
Кузнецов П.В.
Кукрыниксы
Кулаков М.А.
Кульбин Н.И.
Куприн А.В.
Курдов В.И.
Курзин М.И.
Кустодиев Б.М.
Маврина Т.А.
Магарилл Е.М.
Майоров И.Е.
Малевич К.С.
Мальцев Г.П.
Малявин Ф.А.
Маневич Б.С.
Маторин М.А.
Матюшин М.В.
Машков И.И.
Меламуд Ш.Н.
Меллер В.Г.
Мечев М.М.
Мещеряков А.В.
Милашевский В.А.
Митрохин Д.И.
Михнов-Войтенко Е.Г.
Моисеенко Е.Е.
Моор Д.С.
Моргунов А.А.
Мочалов С.М.
Муйжуле М.Е. (Muizule, Malda)
Муха, Альфонс (Mucha, Alphonse)
Мухина В.И.
Савинов А.И.
Самохвалов А.Н.
Сарьян М.С.
Сварог В.С.
Светлаков С.Н.
Светославский С.И.
Семёнов А.Н.
Семилетов А.Ф.
Серебрякова З.Е.
Серов В.А.
Серов Вл.А.
Синезубов Н.В.
Скалон А.В.
Скроденис В.В.
Скрябин В.Т.
Смирнов Б.А.
Соболевский В.И.
Советские этикетки. Фабрика «Пролетарское знамя»
Соколов М.Г.
Соколов М.К.
Сомов К.А.
Сотников
Софронова А.Ф.
Старообрядческая икона
Стенберг В.А.
Стенберг Г.А.
Степанова В.Ф.
Стерлигов В.В.
Стожаров В.Ф.
Суетин Н.М.
Сычков Ф.В.