Прибой
Картон, масло. 14,5 х 24,5 см
Дополнительная информация
Биография
ДУБОВСКОЙ, НИКОЛАЙ НИКАНОРОВИЧ (1859, Новочеркасск, Область Войска Донского, Российская Империя – 1918, Петроград, РСФСР)
Русский художник. Один из виднейших представителей русской пейзажной школы рубежа XIX–XX веков, общественный деятель, педагог. Сын казака-старшины Области Войска Донского. Первоначально учился в военной гимназии, затем, в 1877–1881, – в Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств у М.К. Клодта.
С 1886 – член «Товарищества Передвижников», с 1899 входил в состав его правления, с 1898 (после смерти Н.А. Ярошенко) стал идейным руководителем объединения.
Традиционный романтический подход к природе (основанный на «сочинении» пейзажа в студии) преображался у Дубовского в визионерскую прозрачность границ между натурной реальностью и неким сном наяву. Эта символистская по сути ирреальность обеспечивала новаторство искусства Дубовского, в целом достаточно традиционного и далёкого от каких-то модных эффектов (Прохоров, 1967).
В историю русского искусства Дубовской вошёл прежде всего как автор пейзажа «Притихло» (1890), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. Художник открыл здесь новый для передвижников мотив «тишины перед грозой». Это полотно с передвижной выставки в Петербурге было приобретено царём для галереи Зимнего дворца, после чего Третьяков заказал художнику повторение, так как картина оказалась недоступной широкому зрителю. «За свою жизнь он [Дубовской] создал несколько тысяч картин, этюдов и рисунков» (А. Матвеев, 1938). Художник был популярен. Его работы покупали и крупнейшие коллекционеры, и «толпа» (так называл А. Бенуа поклонников Н.Н. Дубовского).
С 1886 – член «Товарищества Передвижников», с 1899 входил в состав его правления, с 1898 (после смерти Н.А. Ярошенко) стал идейным руководителем объединения.
Традиционный романтический подход к природе (основанный на «сочинении» пейзажа в студии) преображался у Дубовского в визионерскую прозрачность границ между натурной реальностью и неким сном наяву. Эта символистская по сути ирреальность обеспечивала новаторство искусства Дубовского, в целом достаточно традиционного и далёкого от каких-то модных эффектов (Прохоров, 1967).
В историю русского искусства Дубовской вошёл прежде всего как автор пейзажа «Притихло» (1890), созданного по этюдам, выполненным на Белом море. Художник открыл здесь новый для передвижников мотив «тишины перед грозой». Это полотно с передвижной выставки в Петербурге было приобретено царём для галереи Зимнего дворца, после чего Третьяков заказал художнику повторение, так как картина оказалась недоступной широкому зрителю. «За свою жизнь он [Дубовской] создал несколько тысяч картин, этюдов и рисунков» (А. Матвеев, 1938). Художник был популярен. Его работы покупали и крупнейшие коллекционеры, и «толпа» (так называл А. Бенуа поклонников Н.Н. Дубовского).
Источники: А. Матвеев (1938), А.А. Прохоров (1967).
2007-11-04 – 2012-12-21
2007-11-04 – 2012-12-21
Обнаружив ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо.
АВТОРЫ
Байков Л.П.
Бакст Л.С.
Бакулина Л.Г.
Бакшеев В.Н.
Бантиков А.С.
Баранов-Россине В.Д.
Басманов П.И.
Бебутова Е.М.
Белицкий И.С.
Бельцова А.М.
Бенуа Ал-др Н.
Бенуа Альб-т Н.
Билибин И.Я.
Бобышов М.П.
Богаевский К.Ф.
Богомазов А.К.
Богомолец Л.К.
Боровиковский В.Л.
Бочкарёв Б.Л.
Браговский Э.Г.
Бродская Л.И.
Бродский И.И.
Бруни Л.А.
Бруни Т.Г.
Брюммер Л.В.
Бузин Е.Н.
Бунин П.Л.
Бурлюк В.Д.
Бурлюк Д.Д.
Бурмистров Б.М.
Бурэ Л.Л.
Бучкин Д.П.
Бучкин П.Д.
Былевский Ф.С.
Быльев-Протопопов Н.М.
Гаврис И.Т.
Гальба В.А.
Генин Д.П.
Герасимов А.М.
Герасимов С.В.
Гильдебрандт О.Н.
Гинзбург Б.Н.
Гиппиус Н.А.
Годлевский И.И.
Голицын И.В.
Головин А.Я.
Голополосов Б.А.
Гончаров А.Д.
Гончарова Н.С.
Горбатов К.И.
Горохова М.А.
Грабарь И.Э.
Григорьев Б.Д.
Григорьев Н.М.
Грицай А.М.
Грохольская М.И.
Гугель А.С.
Гумилевский И.В.
Гуревич Д.Е.
Гуркин Г.И.
Гуро Е.Г.
ГФЗ им. М.В. Ломоносова. Фарфоровый завод
Калинин В.В.
Каль К.Н.
Каманин А.М.
Кандинский В.В.
Каплан А.Л.
Каплан Ф.М.
Каплун А.В.
Каразин Н.Н.
Кардовский Д.Н.
Карташёв О.Н.
Катков С.П.
Кацман Е.А.
Кашина Н.В.
Кибрик Е.А.
Клевер Ю.Ю.
Клюн (Клюнков) И.В.
Коган Н.И.
Колесников И.Ф.
Колесников С.Ф.
Комардёнков В.П.
Кончаловский П.П.
Корин П.Д.
Коровай Е.Л.
Коровин К.А.
Королёв А.Л.
Корягин А.В.
Костров Н.И.
Кострова А.А.
Крестовский Я.И.
Кругликова Е.С.
Кршижановский Е.И.
Крымов Н.П.
Ксидиас П.С.
Кудряшов И.А.
Кузнецов П.В.
Кукрыниксы
Кулаков М.А.
Кульбин Н.И.
Куприн А.В.
Курдов В.И.
Курзин М.И.
Кустодиев Б.М.
Маврина Т.А.
Магарилл Е.М.
Майоров И.Е.
Малевич К.С.
Мальцев Г.П.
Малявин Ф.А.
Маневич Б.С.
Маторин М.А.
Матюшин М.В.
Машков И.И.
Меламуд Ш.Н.
Меллер В.Г.
Мечев М.М.
Мещеряков А.В.
Милашевский В.А.
Митрохин Д.И.
Михнов-Войтенко Е.Г.
Моисеенко Е.Е.
Моор Д.С.
Моргунов А.А.
Мочалов С.М.
Муйжуле М.Е. (Muizule, Malda)
Муха, Альфонс (Mucha, Alphonse)
Мухина В.И.
Савинов А.И.
Самохвалов А.Н.
Сарьян М.С.
Сварог В.С.
Светлаков С.Н.
Светославский С.И.
Семёнов А.Н.
Семилетов А.Ф.
Серебрякова З.Е.
Серов В.А.
Серов Вл.А.
Синезубов Н.В.
Скалон А.В.
Скроденис В.В.
Скрябин В.Т.
Смирнов Б.А.
Соболевский В.И.
Советские этикетки. Фабрика «Пролетарское знамя»
Соколов М.Г.
Соколов М.К.
Сомов К.А.
Сотников
Софронова А.Ф.
Старообрядческая икона
Стенберг В.А.
Стенберг Г.А.
Степанова В.Ф.
Стерлигов В.В.
Стожаров В.Ф.
Суетин Н.М.
Сычков Ф.В.